Доступная (или безбарьерная) среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Доступная среда для инвалидов — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.
Поэтому функциональная задача образовательной организации – найти способы решения обеспечить ту самую «безбарьерную, доступную среду».
Информация:
- О специально оборудованных учебных кабинетах: В образовательной организации нет в наличии специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете.
- Об объектах для проведения практических занятий: Для проведения практических занятий в школе оборудованы кабинеты биологии, физики, химии, информатики, спортивный зал.
- О библиотеке: В образовательном учреждении имеется библиотека с читальным залом, с возможностью выхода в интернет и контролем копирования и распечатывания документов. Все обучающиеся обеспечены соответствующей учебной литературой, в том числе обучающихся с ОВЗ.
- Об объектах спорта: Оборудование в спортивном зале и на спортивной площадке не приспособлены для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и для детей-инвалидов по зрению ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг.
- О средствах обучения и воспитания:
В случае необходимости могут быть предоставлены специальные средства обучения коллективного и индивидуального пользования. Обучение организовано по адаптированной программе, все обучающиеся обеспечены специальными учебниками. Во время проведения занятий в классах, где обучаются обучающиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств, оргтехники мультимедиа-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальнее консультации.
- Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:
- При в ходе в школу расположена вывеска с названием организации и графиком работы выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
- На первом этаже расположены учебные кабинеты, столовая, спортзал.
- На первом этаже также находится санитарно-гигиеническая комната, оборудованная для инвалидов.
- Здание школы оснащено системой противопожарной звуковой сигнализации.
- О специальных условиях питания: Оборудование и персонал пищеблока реализует потребность обучающихся в 2- х разовом бесплатном питании. При обучении ребенка на дому он получает продуктовый набор. Отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ нет ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг.
- О специальных условиях охраны здоровья: Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе заключен договор с КГБУЗ «Залесовская ЦРБ». В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ. В школе создаются условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Создан ПМПк. ПМПк школы реализует диагностико – консультативную, методическую и коррекционно- развивающую деятельность в отношении детей с отклонениями в развитии от 7 до18 лет. Деятельность ПМПк направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, исходя из индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка и с учетом многообразия и изменчивости условий местного социума. С инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья организуются индивидуальные и групповые психологические консультирования, целью которых является актуализация и содействие перспективному развитию личностных (индивидуально- профессиональных) ресурсов (потенциала) учащегося с ОВЗ, созданы психолого-педагогические условия для развития различных аспектов его жизнеспособности и жизнестойкости, без которых вовлечённость в трудовую жизнь инвалидов затруднена. Условия оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям-инвалидам постоянно совершенствуются.
- О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям: В настоящее время становится возможным получение знаний детьми с ОВЗ с помощью использования современных информационных технологий, в связи с появлением специальных технических устройств. Одной из главных задач обучения детей с ОВЗ является развитие познавательного интереса, расширение кругозора, круга общения, воспитание детей. Использование ЭОР позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, вызывает интерес у ребят, уроки становятся более зрелищными и эффективными. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
Информационное обеспечение
В школе имеется официальный сайт, содержащий:
· справочную информацию о школе, её истории;
· информацию об учителях;
· материалы и работы учителей и учеников;
· советы ученикам, родителям по подготовке к экзаменам;
· новости школы и т.д.
· Информационно-техническое оснащение образовательного процесса позволяет обеспечить реализацию заявленных программ в полном объеме.
· Создана информационно-образовательная среда, соответствующая требованиям Стандарта.
- Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
1. В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие.
2. Исключён доступ учащихся к сети Интернет без присутствия преподавателя.
3. На всех компьютерах, подключенных к сети Интернет, установлена и настроена программа контентной фильтрации, обеспечивающая исключение доступа к ресурсам Интернет, не относящимся к образовательному процессу.
4. Приказами по образовательному учреждению назначены ответственные за доступ к сети Интернет и ответственный за установку и настройку программы контентной фильтрации.
-
- Электронный каталог изданий;
- Официальный информационный портал ЕГЭ, ГИА;
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам;
- Образовательный портал Учи.ру;
- Портал "Российская электронная школа".
- Федеральный портал "Российское образование" -http://www.edu.ru
- Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" -http://window.edu.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -http://school-collection.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов -http://fcior.edu.ru
- http://www.mon.gov.ru/-Министерство образования и науки Российской Федерации
- http://www.uznai-prezidenta.ru/Детский сайт Президента Российской Федерации
- http://www.ege.edu.ru/-Портал информационной поддержки ЕГЭ
- http://www.eidos.ru/olymp/- Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады
- http://www.rusolymp.ruВсероссийская олимпиада школьников
- http://www.olympiads.ru- Олимпиадная информатика
- http://www.en.edu.ru- Естественнонаучный образовательный портал
- http://ege.edu.ru-Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
- http://www.school.edu.ru- Российский общеобразовательный портал
- http://www.vidod.edu.ru- Федеральный портал «Дополнительное образование детей»
- http://ege.edu.ru- Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
- http://vschool.km.ru- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
- http://www.ege.ru- Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме
- www.nachalka.info/ru- Начальная школа Уроки Кирилла и Мефодия
- www.nachalka.com. - Начальная школа детям, родителям, учителям
- www.school-collection.ru- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://www.edu.ru- Федеральный портал «Российское образование»
- http://www.computer-museum.ru- Виртуальный компьютерный музей
В 2015 году школа вступила в программу «Доступная среда». Были проведены работы на 1 этаже по обеспечению доступности детей с ОВЗ в школу. Для этих целей были выделены средства из федерального бюджета в размере 380 000 рублей.
Образовательное учреждение имеет следующие условия, необходимые для обеспечения образовательной, административной и хозяйственной деятельности:
№п/п |
Наименование условий |
Наличие (да/нет) |
Описание |
1 |
Учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников, лекционные аудитории |
частично |
20 учебных кабинетов оборудованы компьютерами и ноутбуками для учителя |
2 |
Помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и мастерские), музыкой, хореографией и изобразительным искусством |
Да |
Обучение ведется в 1 смену, поэтому в школе имеется возможность и созданы необходимые условия для организации проектной, исследовательской деятельности, занятий моделированием и техническим творчеством, музыкой, изобразительным искусством. Кабинет технологии (обслуживающий труд) оборудован швейными машинами, оверлогом, утюгом, бытовой техникой (плита, холодильник, МВП), кухонной и столовой посудой. Кабинет технологии (технический труд) оборудован деревообрабатывающими станками, приспособлениями и инструментами, необходимыми для реализации программы по техническому труду, в том числе электроинструментами. |
3 |
Лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков |
Нет |
- |
4 |
Информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой |
Частично |
Функционирует школьная библиотека, где имеется несколько зон: читальная зона; зона, оборудованная под книгохранилище; зона открытого доступа к художественной и научно-популярной литературе. Медиатека представлена учебными дисками и электронными приложениями к учебникам. В библиотеке имеется 2 компьютера, 2 МФУ. |
5 |
Актовые и хореографические залы, спортивные сооружения (комплексы, залы, бассейны, стадионы, спортивные площадки, тиры, оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем), автогородки; |
Частично |
Имеется актовый зал, спортивный зал, оборудованная спортивная площадка. Спортивный зал оснащен следующим оборудованием
II. Учебно-практическое оборудование: - Тренажеры. - Палка гимнастическая. - Флажки: размёточные с опорой, стартовые. - Сетка для переноса и хранения мячей.
- Стол для игры в настольный теннис. Сетка и ракетки для игр в настольный теннис. |
6 |
Помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков |
Да |
Имеется оборудованная столовая, помещения для приготовления 1,2,3-х блюд и кондитерских изделий и хранения пищи. Учащиеся имеют возможность получать качественное горячее питание, в том числе, горячие завтраки. Столовая оборудована плитами, жарочным шкафом, пароварочным шкафом, электромясорубкой, картофелечисткой, овощерезкой, хлеборезкой, тестомесом, мармитным оборудованием, холодильником. |
7 |
Помещения медицинского назначения |
Да |
В школе имеется оборудованный медицинский кабинет |
8 |
Административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья |
Частично |
Для организации индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами есть кабинет психолога. В число административных помещений входят: учительская (компьютер с выходом в интернет, принтер, зона отдыха), методический кабинет (компьютер, ноутбук, МФУ, интернет, локальная сеть), кабинет директора и секретаря (2 компьютера, принтер, МФУ, выход в интернет, локальная сеть) |
9 |
Гардеробы, санузлы, места личной гигиены |
Частично |
Имеются 2 санузла (4 теплых туалета, душевая кабинка, 1 кабинка личной гигиены). Отдельно оборудованные гардеробы отсутствуют. |
10 |
Участок (территорию) с необходимым набором оборудованных зон |
Да |
Имеется пришкольный участокс необходимым набором оборудованных зон: игровая зона, спортивная зона, опытный участок /огород/, цветник) |
11 |
Полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности (бумага для ручного и машинного письма, картриджи, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации) |
Частично |
Представлены комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности: УЛО имеется в кабинетах физики, химии, географии, биологии. Инструментами для технологической обработки и конструирования оснащены кабинеты технологии. Спортивный зал оборудован спортивным инвентарем и тренажерами. В кабинете химии (лаборатории) есть все необходимые для реализации практической части программы реактивы. |
12 |
Мебель, офисное оснащение и хозяйственный инвентарь |
Да |
Все кабинеты оборудованы мебелью в достаточной количестве. Мебель соответствует требованиям СанПиНа. |
Наличие средств для создания информационно-образовательной среды ОУ в соответствии с ФГОС
№ п/п |
Необходимые средства |
I |
Технические средства мультимедийный проектор –принтер монохромный - сканер -микрофон -музыкальная клавиатура –оборудование компьютерной сети -конструктор, позволяющий создавать компьютерно-управляемые движущиеся модели с обратной связью –цифровые датчики с интерфейсом –устройство глобального позиционирования –цифровой микроскоп -доска со средствами, обеспечивающими обратную связь |
II |
Программные инструменты операционные системы и служебные инструменты; орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языках; клавиатурный тренажёр для русского и иностранного языков; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; графический редактор для обработки растровых изображений; графический редактор для обработки векторных изображений; музыкальный редактор; редактор подготовки презентаций; редактор видео; редактор звука; редактор генеалогических деревьев; среды для дистанционного онлайн и офлайн сетевого взаимодействия; среда для интернет-публикаций; редактор интернет-сайтов; редактор для совместного удалённого редактирования сообщений. |
III |
Обеспечение технической, методической и организационной поддержки |
IV |
Отображение образовательного процесса в информационной среде: - результаты выполнения аттестационных работ обучающихся; творческие работы учителей и обучающихся; - осуществляется связь учителей, администрации, родителей, органов управления; - осуществляется методическая поддержка учителей по формированию ИКТ-грамотности |
V |
Компоненты на бумажных носителях: Учебники, методическая и художественная литература |
VI |
Компоненты на CD и DVD: электронные приложения к учебникам; электронные наглядные пособия; электронные тренажёры; электронные практикумы. |
Сенсорная комната
В нашей школе функционирует сенсорная комната, которая предназначена для оказания комплексной помощи детям.
Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это – профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников, так как они более всех подвержены утомлению. Сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.
Занятия в сенсорной комнате направлены на решение следующих задач:
— снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
— активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
— стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т. д);
— развитие двигательных функций;
— устранение агрессивности и других форм нарушения поведения детей;
— создание положительного эмоционального фона.
Отдых в сенсорных комнатах показан взрослым и детям с проблемами восприятия общества, с рассеянным вниманием и нездоровой реакцией на окружающую среду. Здоровые люди также могут пользоваться сенсорными комнатами для расслабления и релаксации.
Сеансы включают комплексное использование сенсорного оборудования с проведением различных психологических приемов и техник:
• музыкальная и телесная терапия;
• игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы;
• игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимика, моторика рук, общая координация);
• упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы;
• методики развития памяти, внимания, восприятия, воображения;
• методы развития коммуникативных навыков.